Страница обновлена 28.11.2019

ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ В  ДОУ.

Питание является одним из важнейших факторов, определяющим здоровье детей, способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию, создает условия для адаптации подрастающего поколения к окружающей среде. Сформированный рацион питания соответствует по пищевой ценности возрастным нормам, физиологической потребности детей в пищевых веществах и энергии. 

В МДОУ "Детский сад№42" организовано 4-х разовое питание на основе единого 10-ти дневного меню г. Ярославля.

Приказ ДО мэрии г. Ярославля №01-05/324 от 19.04.2017г. "О рекомендации к использованию примерного десятидневного меню муниципальными образовательными учреждениями, реализующими программы дошкольного образования".

10-дневное меню МДОУ "Детский сад №42"

ООО Комбинат социального питания

 

Питание воспитанников осуществляется на основании натуральных и денежных норм.

Стоимость питания (в расчёте на одного воспитанника в день) составляет:

  • 110 руб. на ребенка кратковременной группы;
  • 150руб. - на ребенка общеразвивающей группы (3-7 лет)

Старшая медсестра детского сада осуществляет постоянный контроль за качеством питания, разнообразием и витаминизацией блюд, закладкой продуктов питания, кулинарной обработкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, правильностью хранения и соблюдением сроков реализации продуктов питания.  

                                 Основные принципы организации питания в ДОУ:

-   Соответствие энергетической ценности рациона энергозатратам ребенка.
-   Сбалансированность в рационе всех заменимых и незаменимых пищевых веществ.
-   Максимальное разнообразие продуктов и блюд, обеспечивающих сбалансированность рациона.
- Правильная технологическая и кулинарная обработка продуктов, направленная на сохранность их исходной пищевой ценности, а также высокие вкусовые качества блюд.
-   Оптимальный режим питания, обстановка, формирующая у детей навыки культуры приема пищи.


В повседневные рационы детский сад включает все основные группы продуктов – мясо, рыба, молоко и молочные продукты, яйцо, овощи, фрукты, хлеб, крупы и т.д.

Мясо и рыба приготавливаются в виде самых разнообразных блюд – котлет, тефтелей, фрикаделек, гуляша и др.
 
Наряду с молоком детям регулярно дается кефир, йогурт и другие кисломолочные напитки, которые способствуют нормальному пищеварению. В детском саду детям обязательно даются такие молочные продукты, как сыр, творог, сметана (два последних продукта используются только после тепловой обработки).
 
В питание детей включается хлеб (черный и белый), крупы, макаронные изделия, обеспечивающие детей крахмалом, растительными волокнами, витаминами, магнием и др.
Наши повара делают все для того, чтобы готовые блюда были красивыми, вкусными, ароматными и готовят с учетом индивидуальных вкусов детей.
 

Санитарно-гигиенический режим на пищеблоке

Выполнение санитарно-гигиенических правил в пищеблоке нашего учреждения регламентируется санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» СанПиН2.4.1.3049-13.(далее –СанПиН).

Устройство, оборудование, содержание пищеблока учреждения соответствует санитарным правилам к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья.

Пищеблок оборудован необходимым технологическим и холодильным оборудованием. Все технологическое и холодильное оборудование находится в рабочем состоянии.

Технологическое оборудование, инвентарь, посуда, тара изготовлены из материалов, разрешенных для контакта с пищевыми продуктами. Весь кухонный инвентарь и кухонная посуда имеют маркировку для сырых и готовых пищевых продуктов. При работе технологического оборудования исключена возможность контакта пищевого сырья и готовых к употреблению продуктов.

Кухонная посуда, столы, оборудование, инвентарь промаркированы и используются по назначению.

Пищевые продукты, поступающие в учреждение, имеют документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность. Качество продуктов проверяет кладовщик и медсестра. Пищевые продукты без сопроводительных документов, с истекшим сроком хранения и признаками порчи не допускаются к приему.

Особо скоропортящиеся пищевые продукты хранятся в холодильных камерах и холодильниках при температуре +2-+6 °C, которые обеспечиваются термометрами для контроля за температурным режимом хранения.

Кисломолочные и другие готовые к употреблению скоропортящиеся продукты перед подачей детям выдерживают в закрытой потребительской упаковке при комнатной температуре до достижения ими температуры подачи 15 °C +/- 2 °C, но не более одного часа.

Прием пищевых продуктов и продовольственного сырья в учреждение осуществляется при наличии документов, подтверждающих их качество и безопасность. Продукция поступает в таре производителя (поставщика). Документация, удостоверяющая качество и безопасность продукции, маркировочные ярлыки (или их копии) сохранятся до окончания реализации продукции.

Пищевые продукты хранятся в соответствии с условиями хранения и сроками годности, установленными предприятием-изготовителем в соответствии с нормативно-технической документацией.

Складские помещения для хранения продуктов оборудованы приборами для измерения температуры воздуха, холодильное оборудование – контрольными термометрами.

Контроль за качеством питания, разнообразием и витаминизацией блюд, закладкой продуктов питания, кулинарной обработкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, санитарным состоянием пищеблока, правильностью хранения, соблюдением сроков реализации продуктов возлагается на заведующего,  старшую медицинскую сестру ДОУ.

Медицинское обслуживание в Учреждении

Медицинское обслуживание осуществляется органом здравоохранения ГАУЗ ЯО КБ № 2. Закрепленный врач Шашкова Е. А.  и  старшая медицинская сестра Кузнецова Е.В. совместно с администрацией несут ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и качества питания.

Медицинская сестра работает согласно плана, разработанного на год, в котором учтены оздоровительная, профилактичская и санитарно-просветительная работа.

Медицинское обслуживание детей проводится медицинской сестрой и врачом  Детской поликлиники на основании Договора о сотрудничестве.

Врач-педиатр осуществляет лечебно-профилактическую поддержку воспитанникам, проводит диспансеризацию декретированных возрастов (3,5,7 лет). Совместно с медсестрой направляет на профилактические прививки, согласно Национальному календарю прививок, ежегодно организует проведение профилактического осмотра детей узкими медицинскими специалистами. Медицинская сестра проводит антропометрические измерения детей в начале и конце учебного года, оказывает доврачебную помощь, осуществляет контроль за качеством питания детей.

Ежегодно проводится плановая профилактика энтеробиоза воспитанников. Два раза в год проводится антропометрия детей.

Каждый год организуются плановые профилактические осмотры сотрудников медицинскими специалистами, гигиеническое обучение и профилактика энтеробиоза сотрудников с отметками в ЛМК.

Медицинский блок представлен следующими помещениями:

  • медицинский кабинет (осмотр детей, работа с документацией, рабочее место   медицинской сестры );
  • изолятор;
  • туалет.

Медблок оснащен медицинским оборудованием и инвентарем в необходимом объеме, медикаменты приобретены в соответствии с утвержденным перечнем. Сроки годности и условия хранения соблюдены. В каждой группе имеется аптечка первой неотложной помощи.

Охрана и укрепление здоровья детей

В нашем образовательном учреждении строго соблюдаются правила и меры безопасности. Сотрудники  относятся  ответственно к формированию здоровья  детей в ДОУ.  

Заведующим, воспитателями   ведется строгий контроль за охраной здоровья воспитанников. Существуют определенные правила охраны жизни и здоровья детей.  Зам. зав. по АХР  и ответственный по ОТ ДОУ  систематически проводит  технические осмотры помещений детского сада, соблюдение  всеми сотрудниками  правил пожарной безопасности.  Также педагогами проводятся инструктажи  с детьми: по пожарной безопасности, технике безопасности, правила поведения на дороге, в общении с посторонними людьми. Все опасные предметы вне зоны досягаемости для детей.

Помещения, в которых находятся дети, ежедневно убираются и проветриваются. Воспитатели не только обучают детей и развивают их умственные способности, но и следят за тем, чтобы здоровье детей не пострадало, а наоборот крепло и улучшалось.

Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.   Поэтому педагоги ДОУ выстраивают содержание образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, реализуют современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям здорового образа жизни. Основные компоненты здорового образа жизни: рациональный режим, правильное питание, рациональная двигательная активность, закаливание организма, сохранение стабильного психоэмоционального состояния.

Режим дня в ДОУ соблюдается на протяжении всего дня. От этого зависит здоровье и правильное развитие. При проведении режимных процессов педагоги  придерживаются следующих правил:

1. Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании). 

 2. Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.

 3. Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах.

 4. Формирование культурно-гигиенических навыков. 

5. Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов. 

6. Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.           

Рациональный режим в ДОУ  стабилен  и вместе с тем динамичен для постоянного обеспечения адаптации к изменяющимся условиям внешней социальной и биологической среды. Большое внимание уделяется организации адаптационного периода для детей, вновь поступивших в ДОУ. Разработан комплекс мероприятий по снижению срока привыкания детей к ДОУ, такие как:

  • анкетирование родителей на тему "Готовность ребенка к поступлению в детский сад"
  • изучение и учет особенностей его поведения дома и привычек;
  • показ ребенку фотографий родителей;
  • щадящий режим.

На ребенка заводится адаптационный лист, в котором фиксируются все виды деятельности ребенка, его эмоциональное состояние, навыки взаимоотношений, речь, определяется группа адаптации при поступлении в ДОУ.

 Одна из главных задач коллектива дошкольного учреждения – построение системы профилактических и оздоровительных мероприятий, направленной на сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников и всех участников образовательного процесса.

В МДОУ разработана модель здоровьесберегающего развивающего пространства, включающая в себя:

  • оборудованный спортивный зал для проведения физкультурных занятий;
  • оборудованный музыкальный зал для проведения музыкальных занятий;
  • спортивную площадку со спортивно-оздоровительным комплексом;
  • оборудованные прогулочные площадки, где созданы возможности для метания, лазания, прыжков, упражнений в равновесии;
  • физкультурные центры в каждой возрастной группе.

Работа по физическому воспитанию дошкольников в МДОУ строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей при четко организованном медико-педагогическом контроле, соблюдении оптимального двигательного режима.

Физкультурно-оздоровительная работа осуществляется в следующих формах:

  • утренний прием детей на свежем воздухе (в теплый период года);
  • проведение утренней гимнастики (на свежем воздухе в теплый период года), физкультминуток, динамических пауз, игр с движениями в свободной деятельности;
  • организованная двигательная деятельность, согласно плану (с обязательным проведением одного занятия на свежем воздухе);
  • музыкально-ритмические движения;
  • спортивные досуги и развлечения;
  • гимнастика пробуждения, дыхательные упражнения;
  • ежедневный режим прогулок – 3-4 часа;
  • сбалансированное питание.

Воспитатели вместе с инструктором по физической культуре и медицинской сестрой   ДОУ  систематически проводят закаливающие мероприятия с детьми после сна. Они  способствуют  решению целого комплекса оздоровительных задач. Охрана и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей для педагогов.

Основными условиями формирования двигательной культуры являются:

1. Воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий.

2. Развитие воображения при выполнении двигательных действий.

3. Включение сенсорных систем при воспитании двигательной культуры.

Методический кабинет оснащен специальной литературой по физическому воспитанию и развитию детей, который постоянно пополняется новыми книгами и пособиями, кроме того, имеется богатый выбор литературы для детей по формированию здорового образа жизни, такие как "Твоя безопасность", "Уроки Айболита", "Уроки светофорика".

Особое внимание уделяем повышению квалификации воспитателей, используя различные формы работы: Советы педагогов, семинары, консультации, изучение опыта работы других ДОУ по данному вопросу.

На педагогических советах, семинарах рассматриваются такие вопросы, как "Основные принципы организации физического воспитания в ДОУ", "Индивидуальный подход в работе с ослабленными здоровьем детьми", "О совершенствовании работы по физическому воспитанию и качественно новых подходах" и др.

В целях создания единого образовательного пространства для детей, родителей и педагогов проводятся совместные мероприятия, в которых участвуют дети вместе со своими родителями.

Профилактика детского травматизма

Совместно с медсестрой разрабатываются мероприятия по профилактике детского травматизма:

совместно с педагогами анализирует данные осмотров детей, помогает воспитателям в случае необходимости установить индивидуальный режим для некоторых детей;

продумывает меры закаливания в детском саду;

для предотвращения распространения инфекции в детском саду контролирует соблюдения сроков прививок;

в целях предупреждения пищевых отравлений контролирует строгого
соблюдения санитарно-противоэпидемического режима на пищеблоке;

строго следит за сроками реализации и условиями хранения продуктов, технологии приготовления пищи и брокеража.

Осуществляет контроль за организацией и проведением санпросветработы среди персонала и родителей

В ДОУ созданы условия:

  • На территории детского сада:

На участках и вокруг всей территории посажены деревья и кустарники, не представляющие опасности детям, которые своевременно постригаются и убираются сухие ветки и корни.

Участки детского сада своевременно убираются от мусора и посторонних предметов.

Заготовлен песок для посыпания дорожек в зимний период.

Своевременно проводится ремонт оборудования участков и изгородей.

  • В помещениях ДОУ:

Вся мебель пронумерована, оборудование надежно закреплено.

Батареи отопления ограждены деревянными щитами.

Все выходы и входы из здания освещены.

Для хранения дезинфицирующих и моющих средств оборудованы специальные шкафы, к которым нет доступа детей.

Вдоль всех лестниц имеются перила в соответствии роста детей;.

В каждой группе для персонала имеются памятки о профилактике травматизма.

  • С персоналом ДОУ:

На производственных совещаниях рассматриваются темы:

  1. Соблюдение техники безопасности в помещении и на участке детского сада
  2. Правильное хранение моющих и дезсредств.
  3. Правильная организация прогулки.
  4. Проведение инструктажа по технике безопасности 1 раз в 6 месяцев.
  5. Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей.

Чистота помещения – залог сохранения здоровья детей.

Организация  условий для инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Создание условий для инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это:

1. разработка вариативного индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ в рамках образовательного учреждения,

2.разработка адаптированной образовательной программы,

3.создание инклюзивной образовательной среды, специальных образовательных условий, соответствующих потребностям разных категорий детей с ОВЗ.

В  МДОУ  образовательная деятельность с детьми с ОВЗ обеспечивается в соответствии с адаптированной образовательной программой и индивидуальным образовательным маршрутом, которые разрабатываются воспитателями и специалистами на основании заключения и рекомендаций  ПМПК. Приоритетным направлением в работе с данной категорией детей является интеграция их в общество здоровых сверстников  путём организации совместных мероприятий, способствующие формированию толерантного отношения друг другу, приобретению социальных навыков общения, возможности освоения Программы.

В ДОУ реализуются адаптированные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья